Член любительского клуба «Станичники» Ольга Ивановна Гаврик рассказала о судьбе совершенно разных женщин-матерей. Это первый из ее рассказов.
Моя мама Давыденко Мария Диомидовна родилась 27 августа 1923 года. Пережила в детские годы раскулачивание семьи деда Диомида Спиридоновича, голодные 30-е годы. Казалось бы, начала налаживаться жизнь, но тут грянула война. На фронт мобилизовали практически все взрослое мужское население. И вся тяжелая работа – рытье окопов, строительство оборонительных укреплений, пахота, сев, уборка – легла на хрупкие женские и неокрепшие плечи подростков и детей. Мать в это время работала дояркой. Все работы выполнялись вручную. Зимой их донимал холод в ветхих турлучных коровниках. В августе 1942 года немцы оккупировали станицу, заставив работать колхозников на себя.
Не стало легче и после оккупации. Колхозное хозяйство пришло в полный упадок. Везде царили разруха и беспорядок. А фронту нужен был хлеб. На оставшейся кое-какой тягловой силе наши женщины стали пахать и сеять. Моя мама вместе со своим отцом Диомидом Спиридоновичем поднимали зябь на паре быков. Она была погонщиком, а дед шел за плугом. Как потом вспоминала мама: хорошо, если оба быка – работяги, но зачастую один бык попадался с ленцой и еле-еле тянул плуг, тем самым выматывая душу погонщика и пахаря. К концу работы они с дедом валились с ног прямо в борозде. Моя мама была статной и красивой женщиной, но замуж она так и не вышла. Родив меня и брата, она всю жизнь посвятила нам. Бабушка Ефросинья Макаровна нас так и вынянчила, а мама порой сутками трудилась на ответственных и тяжелых работах, там больше платили. Из-за нехватки мужских рабочих рук мама, как и многие колхозницы, работала прицепщицей на пахоте у тракториста Пигарева Григория Федоровича. Осенние ночи были холодными. Обувь и одежда, в которой приходилось работать, были в большей части ветхими. Для утепления мать поверх носков ноги обматывала бумагой, а затем портянки и надевала «кирзачи» на несколько размеров больше. Чтобы не замерзнуть окончательно, она порой бежала рядом с плугом, греясь на ходу. Отработав смену на дальних полях, пешком шла домой. Зачастую бывало, только замерзшая голодная мать влезет на печь греться, а ко двору на бедарке подъезжает бригадир Коровайный Лука Никитович и стучит кнутовищем в окно. Бабушка Ефросинья Макаровна выходит на стук. Лука Никитович едва не становится на колени и говорит: «Макаровна, я знаю, что Маня только пришла со смены, но очень надо выйти на работу, поскольку простаивает трактор из-за неявки прицепщика» Моя мама, услышав этот разговор, начинает медленно слезать с печки и одеваться. Бабушка готовит ей еду и кладет в сумку. Мать берет сумку и уходит на очередную смену.
В зимнее время мама, как и все колхозницы, перебирала семена подсолнечника, весной работала на сеялках. Едва заканчивалась уборка отдельных полей ячменя, мать посылали на перевозку соломы к фермам. Солому перевозили на арбах. В паре с матерью работал Шерепа Николай Васильевич. Это был трудолюбивый колхозник, он любил точность и аккуратность. Они накладывали очень большие, ровные, как по шнуру, арбы. Таких никто из колхозников их бригады не накладывал. Многое, если не все, зависело от того, кто раскладывает и топчет солому по арбе, то есть от моей мамы Марии Диомидовны. Солому увязывали длинной веревкой, которую в колхозе делали из «прядева». Так называли станичники материал, полученный из замоченных растений конопли. При транспортировке соломы мать всегда сидела наверху, а Николай Васильевич вел лошадей под уздцы, направляя их по ровной дороге.
За самоотверженный труд на колхозной работе правление колхоза имени В.И. Сталина дало матери безвозмездную ссуду для приобретения жилья. Мама купила хату через дорогу от дедушкиного подворья. Было столько радости, что и словами не передать. Соседи принесли на новоселье подарки, дедушка подарил мебель. Наряду с этим правление колхоза неоднократно премировало маму: то отрезом на платье, то постельным бельем, то коневым одеялом. Как сейчас его помню: красивое оранжевое с потайными цветами. Этот подарок она всю жизнь берегла.
Уже будучи на пенсии мама была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Мать всю жизнь личным примером приучала нас с братом к труду. В те времена у нас было большое хозяйство: корова, свиньи, куры, гуси и огород, которые в основном мы обрабатывали с братом.
Мама днями пропадала на полевых работах, а в уборочную страду ночами работала на зерновом току. Одним словом, старалась поднять нас с братом на ноги. Так уж сложилось, в один год брата призвали в армию, я вышла замуж, но мы не забывали свою маму. Я часто навещала ее, помогала в ведении хозяйства. Брат Николай часто писал письма и интересовался делами дома. После службы вернулся в родную станицу и стал жить с мамой. Я благодарна своей маме Марии Диомидовне за то, что она дала нам жизнь, пожертвовав личным счастьем, одна всю жизнь воспитывала меня и брата, не щадя своего здоровья.
Подготовила О. Кайдаш.