5 мая 1881 года в семье казака хутора Михайловский Ксенз Иллариона родился сын Алексей. К моменту призыва на действительную службу это был рослый (186 см) красивый, хорошо физически подготовленный казак. Его готовили для лейб-гвардии Императорского Величества конвоя. Но туда он не попал лишь по той причине, что его отец не смог приобрести сыну лошадь соответствующего стандарта. По тем временам требуемая лошадь стоила очень дорого. Молодой казак попал служить на границу с Турцией по реке Аракс. В казачьей сотне вместе с другими казаками он охранял южные рубежи России от набегов турок, которые порой угоняли скот из близлежащих селений. А сами казаки нередко увозили из сопредельной стороны себе в жены турчанок.
Однажды к ним в сотню с инспекционной проверкой приехал наместник царя на Кавказе Алексеев. По этому случаю были устроены соревнования казаков по преодолению (в полной выправке, без лошади) препятствий на длинной дистанции. В этом соревновании Алексей Ксенз занял первое место и получил из рук царского наместника кинжал в серебряной оправе. В 1904 году он женился на местной казачке, которую звали Прасковья, и через год у них родилась дочь Матрена. В настоящее время в нашей станице проживает ее дочь Алла Константиновна Мелета. В годы первой мировой войны Ксенз Алексей Илларионович храбро сражался на защите южных рубежей России и был награжден четырьмя Георгиевскими крестами. Вернувшись в родную станицу, полный Георгиевский кавалер не отсиживался дома, а стал готовить молодых казаков к воинской службе, передавая им свой опыт дрессировки лошадей по маскировке их от врага. Очень важному элементу ведения боя лихой рубака обучал молодых казаков – технике владения шашкой, когда в бою на клич казака «Держи спину!» его товарищ обязательно прикрывал сзади.
Революция, а затем и гражданская война круто изменили жизнь казаков. По нескольку раз в году менялась власть в станице. По воспоминаниям нашего станичника Якова Павловича Сторчака, однажды в хату Ксенз постучались занявшие станицу белые с целью мобилизации лихого вахмистра в свои ряды. Но Алексей Илларионович, прикинувшись больным и немощным, отказался вступать в их отряд.
В ноябре 1921 года в 40-летнем возрасте умерла его жена Прасковья Харитоновна, оставив пятерых детей: Матрену, Марка, Иллариона, Алексея, Ивана. Промаявшись один с детьми семь лет, в 1928 году Алексей Илларионович женился на вдове погибшего в годы первой мировой войны в Брусиловском прорыве казака Зинченко Алексея. У Зинченко Марии Алексеевны (урожденной Беленко) было своих трое детей. Вот так воссоединились в одну две семьи.
Хочется рассказать еще один интересный случай, произошедший с потомственным казаком Ксенз Алексеем Илларионовичем. По воспоминаниям того же Я.П. Сторчака, однажды к Новомихайловскому сельмагу верхом подъехал станичник. Привязав коня к дереву, вошел в магазин. Через время, купив необходимое, попытался сесть на коня, но тот почему-то заупрямился и не позволил оседлать себя наезднику. В это время рядом оказался Алексей Илларионович. Он спокойно обошел норовистого коня, похлопал по спине и холке, что-то шепнул ему на ухо. Затем по-молодецки легко вскочил в седло, лихо сделал круг возле сельмага и вернул коня хозяину со словами: «Вот так нужно!».
Все сыновья Алексея Илларионовича в Отечественную были мобилизованы на фронт. Средний Алексей погиб, Илларион вернулся с войны инвалидом и одно время работал заведующим Новомихайловским военно-учетным столом. Самый младший сын Иван 1915 года рождения в совершенстве знал польский язык, которому его обучила мать Прасковья Харитоновна. В годы войны Ксендз Иван Алексеевич (так он писал свою фамилию) воевал офицером в I Польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. Был награжден боевыми наградами. После войны долгое время работал литературным сотрудником в районной газете «Знамя труда», затем «Путь к коммунизму». Народ читал его материалы, подписанные его фамилией и под псевдонимом «Иван Тихий». Умер Ксендз Иван Алексеевич 8 апреля 1978 года. Его жена Людмила Владиславовна сдала в районный архив воспоминания мужа о своих фронтовых товарищах. К сожалению, члены клуба не нашли потомков Ивана Алексеевича, которые проживали или проживают в станице Крыловской. Неизвестна судьба его старшего сына Марка. Полный Георгиевский кавалер Ксенз Алексей Илларионович прожил вместе со своей второй женой Марией Алексеевной 35 лет в незавидной хате, крытой камышом. Умер 6 мая 1963 года, прожив 80 лет день в день, похоронен на старом станичном кладбище.
Подготовили: Н. Майстровский, руководитель клуба «Станичники», младший научный сотрудник музея Ю.В. Кондратюка; О. Кайдаш.