В конце 18 века переселилась из Кисляковского куреня в хутор Михайловский семья казака Ксенза Герасима. Внешне она ничем не выделялась среди хуторских казаков. За одним исключением. Это была очень музыкальная семья. Александр играл на гармошке. Будучи на службе на Кавказе не расставался с этим музыкальным инструментом. Николай очень хорошо играл на скрипке. Дочь Василына хорошо пела, впоследствии вышла замуж за хуторского казака Беспалого Ефима. Ее музыкальный дар передался по наследству внуку Владимиру Петровичу Беспалому, который играет на баяне и служит звонарем в станичной церкви Михаила Архангела.
Мой рассказ пойдет о семье одного из сыновей Ксенза Александре Герасимовиче. В 1886 году молодой казак взял себе в жены девушку Акулину из семьи местного казака Смаль Григория. В семье Александра Герасимовича и Акулины Григорьевны родились восемь детей, впоследствии от болезней умерли трое. Первой в 1908 году родилась дочь Акулина, затем Анастасия, сыновья Захар, Петр и Григорий. Молодая казачья семья поселилась на окраине станицы, построив турлучную хату на перекрестке улицы Ровной и переулка Украинский (так они называются в настоящее время). Семья благополучно пережила революционные годы, гражданскую войну, голод. Александр Герасимович обучил сыновей не только игре на гармошке, но и мастерству по их ремонту и изготовлению. Наравне с отцом Захар и Петр могли отремонтировать часы, швейную машину и сепараторы. В то время такая работа очень ценилась среди станичников. Казалось бы, жизнь налаживается. Старшего сына Захара в октябре 1935 года призвали на службу в переменный состав, находящийся в станице, где он будучи кавалеристом ежегодно проходил военные сборы в 69-м кавалерийском полку. В 1939 году был демобилизован. Меньший сын Петр преподавал труды в начальной школе. Здесь же работала молодая учительница Кузьменко Наталья Федоровна. Молодые люди приглянулись друг другу и в 1935 году поженились. На семейном совете в конце тридцатых годов было решено начать здесь же, на отцовском подворье, строительство нового дома для сыновей. Уже перед самым началом войны беда пришла в казачью семью: тяжело заболел Петр, а весной 1941 года умер глава семьи Александр Герасимович.
Когда уходил на фронт меньший сын Григорий, то просил родных не убирать росшие на подворье три акации. «Когда я вернусь с войны, здесь мы поставим стол и будем праздновать Победу!» – сказал он. Григорий Александрович не вернулся с войны. Так и стоят на отцовском подворье три большие старые акации как напоминание о его завещании.
В первый день войны по мобилизационному предписанию был призван в армию старший сын Захар. Пройдя подготовку в июле 1941 года, он был зачислен стрелком в 1315 стрелковый полк. Но недолго пришлось воевать солдату. 4 января 1942 года он получил тяжелое ранение (перелом правого бедра), был доставлен в госпиталь. После лечения был уволен в запас. Его направили на работу в город Курск на должность милиционера конвойного взвода. Уже после окончания битвы на Курской Дуге охранял лагерь немецких военнопленных. Домой вернулся в январе 1948 года, уже после смерти в декабре 1947 года брата Петра. Надо было завершить стройку, начатую еще при жизни отца, нового дома, помогать невестке поднимать на ноги троих детей. Едва став на воинский учет, пошел работать плотником в колхоз. Встретив свою половину Раису Запорожец, в 1950 году женился. У них родились две дочери Таиса и Галина.
Наряду с основной работой в колхозе Захар Александрович увлеченно занимался своим любимым занятием – изготовлением, ремонтом и настройкой гармошек, баянов. Он собрал баян не только для себя, но и для своих племянников. Теплыми вечерами во дворе семьи Ксенз собирался целый оркестр баянистов. Дети Петра – Гена, Саша, Лида – во главе с Захаром Александровичем самозабвенно играли, исполняя русские народные, казачьи и военные песни. Бабушка Акулина простилала посреди двора на траве рядно, садилась вместе со своими дочерями Акулиной и Анастасией, и стройными голосами они пели до глубокой ночи. Тут среди них обязательно была и меньшая дочь Захара Галина. Она внимательно слушала и подпевала старшим. Вот откуда она знает много старинных песен и любит петь их на посиделках нашего клуба «Станичники». Работа мастера-умельца Ксенз З.А. по ремонту, изготовлению и настройке музыкальных инструментов была известна не только в нашей станице, но и по всей округе. Не было отбоя от заказов клиентов из Крыловского, Павловского, Кущевского и Ленинградского районов. Уже будучи больным он не мог отказать заказчикам своей музыкальной продукции. По воспоминаниям его дочери Галины, отец с раннего утра до позднего вечера возился со своим любимым детищем, порой мешая своим родным отдыхать.
1 января 1990 года Захара Александровича не стало. Как память о нем у многих любителей музыки хранятся изготовленные им гармошки и баяны. У внука Александра, который живет в г. Ессентуки, хранится завещанный дедом баян. Дочь Галина хранит отцовские чертежи, по которым народный умелец собирал, ремонтировал и настраивал баяны и гармошки.
Н. Майстровский, рук. клуба «Станичники».